Ребята, привет!
На связи Иван Некрасов и сегодня я подготовил Вам очередной классный материал для подготовки к ЕГЭ по отечественной истории. Посты начали выходить немного реже, сейчас очень много сил и времени брошено в нашу школу подготовки к ЕГЭ по истории / обществу с НУЛЯ до результата, если Вы еще не видели эту нашу разработку, присоединяйтесь 🙂
Владимир I Святой
Хорошо, тогда Владимир I Святославович, годы его правления: 980–1015 гг, их необходимо запомнить. Перед смертью Святослав разделил свои владения между тремя сыновьями. Старший − Ярополк −получил Киев, Олег сел в древлянской земле, а «робобич» (то есть сын служанки) Владимир сел на княжение в Новгороде. В 977 г. между Ярополком и Олегом разгорелся военный конфликт, закончившийся смертью последнего и присоединением его владений к землям Ярополка. Владимир, опасаясь участи брата, бежал из Новгорода в Скандинавию, откуда вернулся вместе с сильной варяжской дружиной. В 980 г. при поддержке скандинавских наемников Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк, а в дальнейшем организовать убийство своего брата Ярополка и захватить Киев.
После утверждения своей власти над Древнерусским государством Владимир в течение нескольких лет совершал походы на племенные объединения, вышедшие из-под власти Киева в результате междоусобицы. Были вторично покорены вятичи, радимичи, обложены данью белые хорваты, волжские булгары и балтское племя ятвягов. Кроме того, Владимир успешно воевал с молодым Польским королевством за обладание Червенскими городами.
Постоянной угрозой для государства Владимира были печенежские орды, кочевавшие в степях Северного Причерноморья и регулярно совершавшие опустошительные набеги на земли Киевской Руси. Для предупреждения печенежских набегов на южных и юго-восточных границах Руси были возведены земляные валы и организованы заставы, призванные предупредить жителей княжества о новом нашествии.
При Владимире окончательно исчезают последние племенные династии, вся власть над землями, входившими в Древнерусское государство, перешла к потомкам Рюрика (местная династия сохранилась лишь у вятичей, слабо контролируемых Киевом). Для организации управления в регионах Владимир «сажал» в городах своих сыновей. Помимо старых племенных центров в период правления Владимира появляются новые города. Князь заложил новые города Владимир-Волынский, Белгород, Переяславль.
Крещение Руси
На период правления Владимира приходится и утверждение на Руси христианства в качестве государственной религии. Стремление укрепить центральную власть вынуждало Владимира искать идеологическую (религиозную) опору для своей власти. После захвата Киева в 980 г. он попытался провести реформу языческого культа. Был выработан единый пантеон языческих божеств (главным богом признавался громовержец Перун − покровитель князя и дружины), в Киеве выстроено роскошное капище. Однако рыхлость язычества − отсутствие догматики и стройной жреческой организации − вынудила Владимира отказаться от идеи использования язычества для укрепления княжеской власти.
В Повести временных лет (далее − ПВЛ) сохранилось предание о «выборе веры», согласно которому Владимир выбирал новую религию из ислама, иудаизма и христианства. Согласно летописи в 986 г., в Киев прибыли представители трех стран с предложением принять их веру. «Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». За ними пришли иноземцы из Рима и обратились к Владимиру: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера − свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги − просто дерево». Потом прибыли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля».
Ислам князь отверг, так как ему показалось обременительным воздержание от вина. От иудаизма отказался из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение посланцев папы римского.
После проповедников из болгар, немцев и иудеев в 986 г. в Киеве появился греческий философ. Ответом на его речь − изложение библейской истории, Ветхого и Нового заветов − стала осторожная фраза Владимира: «Пожду еще мало».
«Испытание вер» продолжилось на следующий год. В 987 г. Владимир созвал бояр и старцев градских для совета, что ответить посланникам. В ответ он услышал: «Знай, княже, что своего никто не бранит, но всяк хвалит. Если хочешь разузнать лучше, то вот есть у тебя мужи, пошли их, пусть испытают, у кого какая служба и кто как служит Богу». Были избраны десять мужей, «добрых и смысленных», которые отправились сначала «в болгары», а затем к немцам. Церковная служба у «болгар» и немцев посланникам не понравилась. Затем они прибыли в Царьград, где предстали перед «царем». Их восхитила красота и торжественность церковной службы, убранства храма, богатство святительских облачений. Вернувшись в Киев, посланники предстали перед Владимиром.
Из Повести Временных лет
Из документа (ПВЛ):
Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали − на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той…
Однако это красивая легенда. Выбор Владимиром христианства был обусловлен рядом объективных факторов. Во-первых, христианство уже имело прочные корни в Киеве. Его исповедовали бабка Владимира − княгиня Ольга и, возможно, его старший брат Ярополк. Во-вторых, христианство было официальной религией Византийской империи − наиболее могущественного европейского государства X в. и главного торгового партнера Руси.
В 987 г. флот Владимира подошел к Херсонесу (Корсуню) − столице византийских владений в Крыму. Владимир взял город и в обмен на возвращение его под власть империи потребовал прислать христианских священников для крещения (кроме того, Владимир потребовал отдать ему в жены сестру императора − Анну). В Корсуне Владимир и его дружина крестились.
В. Васнецов. Крещение святого князя Владимира
Согласно ПВЛ, в 988 г. греческие священники, привезенные Владимиром в Киев, массово окрестили жителей Киева, в потом и других русских городов. Однако не все исследователи согласны с летописной хронологией. Некоторые историки (О. М. Рапов, А. В. Карташев) полагают, что крещение киевлян происходило не в Днепре (как часто считают), а в его притоке Почайне, протекавшей по территории ремесленно-торгового района Киева − Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г. (известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни).
К. Лебедев. Крещение киевлян
Идол Перуна был свержен и утоплен в Днепре. Навязывание населению новой веры не обходилось без сопротивления. В ряде земель вспыхнули народные восстания (наиболее известное − в Новгороде). Отдаленные регионы (например, земля вятичей) еще несколько столетий держались старой веры. Даже там, где христианство утвердилось относительно быстро, языческие божества продолжали долгое время почитаться вместе с христианскими святыми либо же под видом христианских святых (Перун как Илия Пророк, Велес, «скотий бог», как св. Власий, покровитель скота). Кроме того, в полной мере сохранялась вера в низших божеств: домовых, русалок, леших. Подобное сочетание в массовом сознании язычества и христианства получило название двоеверие.
С. Иванов. Христиане и язычники
Несмотря на незавершенность христианизации, принятие новой веры имело исключительное значение для дальнейшей истории России. Вместе с христианством на Русь пришла высокая культура христианского мира (грамотность, иконопись, каменное строительство). Под влиянием христианства началось постепенное смягчение нравов восточных славян. Кроме того, принятие новой веры укрепило власть киевского князя. Христианская церковь учила, что любая власть происходит от Бога, и, соответственно, утверждала, что неповиновение князю является сопротивлением божественному замыслу. «Князь! Мы поставлены от Бога в земле русской, чтобы удержать вас от кровопролития», −говорил митрополит Киевский Никифор II (1195 г.) великому князю Рюрику Ростиславичу.
Итоги правления
Оценивая роль Владимира I в истории Древнерусского государства, можно утверждать, что при нем оно превратилось из союза слабо связанных друг с другом славянских племен в европейскую державу с мощной центральной властью и единой религией. В народной памяти Владимир под прозвищем «Красное Солнышко» сохранился как мудрый и великодушный князь, защитник русской земли от внешних врагов и заступник несправедливо обиженных. Христианская церковь сохранила память о Владимире как о крестителе Руси и возвела его в равноапостольный чин.
Ярослав Владимирович Мудрый (1016/1019–1054 гг.)
Борьба за власть
Еще при жизни Владимира началась борьба за власть между его многочисленными сыновьями. В 1014 г., опираясь на варяжских наемников, против отца восстал Ярослав, правивший в Новгороде. Подавить мятеж Владимир не успел. В 1015 г. он умер, и на русских землях разгорелась гражданская война. Власть в Киеве захватил Святополк Владимирович, прозванный Окаянным (возможно, сын Ярополка Святославича), который поспешил избавиться от конкурентов на престол. Согласно данным ПВЛ, по его приказу были убиты любимые сыновья Владимира − князья Борис и Глеб (правда, по сообщению скандинавских источников, за убийством братьев стоял Ярослав Владимирович).
Борис и Глеб. Икона. XIV в.
В 1016 г. произошло столкновение Святополка и Ярослава у Любеча. В битве победила дружина новгородского князя, Ярослав занял Киев. В 1018 г. Святополк, поддержанный войсками своего тестя короля Болеслава Польского и печенегами, выбил Ярослава из Киева, однако из-за размолвки со своими польскими союзниками не смог укрепиться в столице. В битве при Альте Святополк был полностью разгромлен Ярославом, который в 1019 г. окончательно вступил на киевский престол.
После поражения Святополка раздоры между Владимировичами не прекратились. В 1023–1024 гг. тмутараканский князь Мстислав Владимирович при поддержке хазар и касогов напал на Ярослава, и разбив его войска, вынудил старшего брата разделить с ним власть. Русь была поделена: Ярослав правил из Киева правобережьем Днепра, Мстислав из Чернигова − левобережьем. Только в 1036 г., после смерти Мстислава, Ярослав объединил русские земли под своей властью (власть Киева не признал только племянник Ярослава − полоцкий князь Брячислав).
Ярослав Мудрый. Реконструкция М. Герасимова по черепу
Вклад в культурное развитие Руси
Как и его отец, Ярослав закладывал новые города (Ярославль, Юрьев, Новгород-Северский), покровительствовал христианской церкви (при нем были возведены храмы Св. Софии в Киеве и Новгороде, появился первый на Руси монастырь − Киево-Печерская лавра, активно велась работа по переводу греческих богослужебных книг).
Из документа (ПВЛ)
Заложил Ярослав город великий, у того же града золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на золотых воротах − святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, − так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…
«Русская Правда»
С именем Ярослава Мудрого связано издание первого письменного свода законов русского государства− «Русской Правды» (ее наиболее ранняя часть − «Древнейшая Правда» − была дарована Ярославом новгородцам в 1016 г.). Данный документ ограничил кровную месть кругом ближайших родственников убитого, тем самым сократив возможности для межродовых конфликтов. За ряд наказаний был назначен денежный штраф − вира.
А. Кившенко. Чтение народу «Русской Правды» в присутствии великого князя Ярослава
Внешняя политика
Внешняя политика Ярослава Мудрого была в целом успешна. В 1036 г. он наголову разгромил печенегов под стенами Киева и навсегда обезопасил свое государство от их набегов. Кроме того, Ярослав совершил несколько успешных походов в Прибалтику, результатом которых стало подчинение Киеву ряда балтских племен. В 1043–1046 гг. с переменным успехом воевал с Византийской империей.
Однако основным инструментом внешней политики Ярослава были не военные походы, а династические браки. Сам князь был женат на шведской принцессе Индигерде. Благородных невест получили и его сыновья: Изяслав женился на сестре польского короля Казимира I − Гертруде, Святослав был женат на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда, Всеволод − на родственнице (дочери или племяннице) византийского императора Константина IX Мономаха (от этого брака родился Владимир Мономах). За европейских государей были выданы дочери Ярослава: Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия − женой короля Венгрии Андраша I, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I.
Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный саркофаг Ярослава ученые открывали трижды для проведения исследований. По результатам вскрытия 1939 г. антрополог М. Герасимов создал скульптурный портрет князя (см. выше). Известно, что он был хромым.
Итоги правления Ярослава
В целом эпоха Ярослава Мудрого считается «золотым веком Киевской Руси». При нем Русь стала в один ряд с наиболее развитыми европейскими государствами. По сообщению Адама Бременского, блестяще украшенный Киев стал «соперником Константинополя». Могущество Ярослава признавали все правители соседних стран.
Также хочу для ребят, кто собирается поступать на истфак, а среди Вас вероятно есть и такие, чтобы не быть белой вороной в ВУЗе и спорить в преподавателями, они это любят, выкладывать документальные фильмы с нестандартными точками зрения на спорные моменты в истории, так вот, если Вы относитесь к категории, что Вам история...либо просто интересна, либо это Ваша будущая профессия, прилагаю первый фильм о крещении Руси:
Жду Ваших мнений обо всем этом в комментариях =) А я на сегодня буду закругляться, всем пока!
С уважением, Иван Некрасов