Урок 2. Концепции развития общества и общественное развитие. Человек и общество

Приветствую, ребята! С Вами Иван Некрасов. Совсем недавно, фактически вчера, мы начали изучение курса отечественной истории и прошли достаточно проблемную тему для абитуриентов — Восточные славяне и возникновение государственности на Руси и если Вы данные посты не читали и они для Вас достаточно актуальны, прилагаю на них ссылки, почитайте, посмотрите... А сегодня мы изучим сквозную тему обществознания: разложим по полочкам понятие общества: поговорим о концепциях его развития и таких понятиях как прогресс и регресс.

Если Вы до этого поста не знакомились с сайтом, то рекомендую перед изучением курса ознакомиться с этим постом: Урок 1. Образование общества. Человек и общество

А мы собственно переходим к изучению сегодняшней темы)

[contents]

Концепции развития общества

Гесиод

Вспомним предыдущий материал. В нем говорилось о Гесиоде и его концепции развития нашего общества. Он говорил, что общество развивается проходя через стадии. В основе каждой стадии лежит металл и общество с течением времени деградирует понижаясь в Веке

Пифагор

Второй мыслитель — Пифагор, говорил что общество также развивается проходя известные стадии. Первая стадия — стадия роста, когда молодые империи развиваются, воюя друг с другом. Вторая стадия — стадия надлома, когда они происходят различные кризисы (экономический кризис, кризис власти и т.д.). И последняя третья стадия любого общества по мысли Пифагора — стадия распада, когда цивилизация или общество деградирует. По мысли Пифагора, все эти стадии, обязательно проходит ЛЮБОЕ общество

Маркс

И более современная концепция развития общества — концепция Карла Маркса. Это ученый XIX в. который положил в основу своей концепции идею формации, это некая стадия развития общества, которой свойственен свой тип производства товаров и услуг. И первая стадия его концепции — стадия ручного труда и эту стадию еще можно назвать первобытной. Вторая формация — рабовладельческая, когда общество делится на классы рабов и рабовладельцев. Дадим определение класса.

Класс — объединение людей, которые имеют свое место и роль в производстве товаров и услуг

А третья формация, по концепции Карла Маркса — феодальная и она характеризуется временем жестокой иерархии и внеэкономического принуждения, когда например крестьян бесплатно заставляют работать на феодалов. Позже приходит эпоха капитализма — при капитале возникает буржуазия. Она монополизирует средства производства — орудия труда. И в конце-концов возникают противоречия между рабочими и буржуазией. Все это выливается в пролетарскую революцию и создается государство, которое приводит общество к коммунизму. Вот эти пять формаций, по мысли Маркса проходит любое общество.

И если мы сейчас разделим наше общество на эпохи, то как Вы видите, будет эпоха первобытная, рабовладельческая, феодальная, рыночная и современная

Также нельзя не заметить теорию цивилизационную, но для начала дадим определение цивилизации. Цивилизация — группа стран, народов имеющих одну судьбу и одну культуру. Сегодня по мысли идеологов мир делится на Европейскую цивилизацию, Англо-Американскую, Православную, Синно-Буддийскую, Латино-Американскую и т.д.

Итак, что Вы должны понять из этих двух постов: урока №1 и №2. Общество появляется в ходе закономерного развития мира, социальная форма материи является завершением эволюции мира, так на сегодняшний день говорит философия

Общественное развитие

Обществознание, как наука, выделяет два направления развития общества — прогресс и регресс. Разберем каждое из этих направлений по отдельности и им дадим краткое определение.

Прогресс — движение вперед, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному

Прогресс

А регресс в свою очередь — развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему.

В пример регресса и прогресса давайте рассмотрим развитие науки. Период античности, как Вы знаете из курса «Всеобщей истории», несомненно был временем прогресса — можно сказать, что наука в то время двигалась семимильными шагами, а вот период Средневековья, конечно же в свою очередь был временем научного регресса — наука почти стояла на месте, именно поэтому Средние века называют «темными»

Понятие общественный прогресс довольно сложно применить к обществу, но считается, что это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. То есть как Вы видите, в это понятие входят, как материальные, так и не материальные, то есть духовные аспекты.

Критерий общественного прогресса множество, но различные ученые-обществоведы по разному к ним подходят, но мы выделим те критерии, которые ни у кого не вызывают сомнения. Итак первый критерий-рост благосостояния и социальной защищенности людей. Чем лучше живут люди, чем комфортнее они себя в нем чувствуют, тем выше данное общество по своему развитию. Ослабление конфронтации между людьми, тоже один из критериев общественного прогресса. В политической сфере критерием общественного прогресса считается утверждение демократии. В духовной сфере — рост нравственности и духовности общества. Также критерием общественного прогресса является совершенствование человеческих отношений. Также важным критерием считается мера свободы, которую общество в состоянии представить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Формы развития общества

Кроме направлений развития общества, выделяют еще и формы развития общества (социальной динамики) — эволюция, революция и реформа

Эволюция — постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Вот например эволюция науки и техники проходит чрезвычайно медленно. Представьте, что например древние люди смогли сразу бы изобрести ядерную бомбу — невозможно, нет багажа знаний! Эволюция всегда проходит очень плавно и медленно.

Эволюция

А вот XX век охарактеризовался революцией в науке и технике, тогда произошли быстрые и качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

Революция

А реформа — соответственно, комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. И отличие реформы от эволюции, как правило состоит в том, что реформу почти всегда проводят сверху

Реформа

Конспект

Что же нужно знать из этого объема материала? Ответ на этот вопрос Вы получите к конспекте, который можете получить поставив лайк в одной из Ваших социальных сетей. Кроме того, для полных «чайников» мы подготовили дополнительные уроки с практическим уклоном: разбор основных сфер жизни общества и также мы привели довольно забытую тему кодификатора КИМ — взаимосвязь человека с природой, эти материалы находятся в свободном доступе по ссылкам ниже вместе с конспектом:

Домашнее задание

Также для Вас я приготовил небольшое домашнее задание в уроках выше, которое Вы сможете выполнить и отправить мне на электронную почту, для этого Вам необходимо подписаться на нашу группу ВКонтакте и свою работу отправить мне в личные сообщения, ссылку на мою страницу Вы найдете под хайдом:


 

Кстати школа практически готова к запуску =) В ближайшие дни объявляем набор)))) Просто огонь, на днях тестируем с уже выпускником этого года, говорит, что в «наше время» такого чуда не было =))). Ну сами представьте как это круто. Вы интенсивно работаете на протяжении 18 недель без отдыху (вся сила в техниках запоминания и систематизации на онлайн-занятиях =) Кто читает книжки по памяти и саморазвитию, поймет о чем я) и проходите материал 4-5 лет обучения, потом за оставшееся время прорешиваете с полной поддержкой преподавателей весь банк ФИПИ и исходя из статистики прошлого года работаете. Круто же?

Ну а я наверное буду заканчивать. Спасибо за внимание, жду Ваших домашних заданий и отзывах о уроке, каких-то вопросов в комментариях. Не стесняйтесь только) Всем пока!

С уважением, Иван Некрасов

down

ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ =>>

 

 

comments powered by HyperComments

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Этот блог читают 7 578 человек, присоединяйся и ты