ШАГ #17-18: Культура и церковь

ШАГ СЕМНАДЦАТЫЙ: Культура XIV — XVI веков

Культура XIV-XVI веков — фактически культура, которую пришлось упорно возрождать после урона, нанесенного татаро-монголами.

Сперва выделим осиновые направления культуры, в которых развивалось русское государство: иконописание, литература, архитектура.

 

🔹 ИКОНОПИСАНИЕ

•  Феофан Грек в Новгородской церкви на Ильине улице
•  Андрей Рублев «Троица» в Успенском соборе во Владимире
•  Дионисий в Успенском соборе Московского кремля

🔺ФЕОФАН ГРЕК (XIV – начало XV в.) — расцвет иконописного искусства (по византийским образцам).
•  Работал в Новгороде и Москве.
•  ТОП-работа: Спас Вседержитель (роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород).

🔺АНДРЕЙ РУБЛЕВ (XIV – начало XV в.) — расцвет иконописного искусства.
•  Работал в Москве, Владимире.
•  ТОП-работа: икона ТРОИЦА.

🔺ДИОНИСИЙ (XV – начало XVI в.) — продолжатель традиций Рублева.
•  Работал в основном в Москве.
•  ТОП-работа: роспись кремлевского Успенского собора.

ШАГ #17-18: Культура и церковь

ШАГ #17-18: Культура и церковь

🔹 АРХИТЕКТУРА

После избавления от Орды происходит постепенное возобновление строительства храмов. Первая каменная церковь была заложена в Москве. При Дмитрии Донском перестраивается кремль в Москве. При Иване III появляется целый комплекс Кремля:

•  Успенский собор (арх. Аристотель Фиораванти)
•  Благовещенский собор (арх. мастера из Пскова)
•  Архангельский собор (арх. Алевиз Новый) 4

Похожее изображение

🔹 ЛИТЕРАТУРА

Литературные памятники XIV-XVI веков, как правило, были направлены на восхваление патриотических чувств, прославление подвигов в борьбе с монголами или другими нападавшими. Но были и исключения. «Хождение за три моря» — фактически путевые заметки путешественника.

•  «Слово о погибели земли русской»
•  «Повесть о житие Александра Невского»
   Повесть «Задонщина»
•  «Хождение за три моря» Афанасий Никитин

✔️ Важным в литературе становится 1564 год. Считается, что это дата основания книгопечатания в России. Его основоположником является Иван Федоров. Первая книга — «Апостол».

В XVI веке также можно отметить рост общественной мысли: Иван Пересветов.

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства, создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — «Великие Минеи Четьи». Необходимо также отметить сборник наставлений в быту, который появился в XVI веке — «Домострой».

 

ШАГ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ: Развитие церкви в IX — XVII веках

Как мы все знаем, православие пришло на Русь в 988 г. (князь Владимир I) из Византии.

Во главе церкви стоял Константинопольский Патриарх, которому подчинялся Киевский Митрополит.
Киев стал центром православия.

ХРОНОЛОГИЯ

1051 г. — избрание первого Киевского Митрополита (митрополит ИЛАРИОН).
• Правитель – Ярослав Мудрый.
• Этим действием Ярослав показывает, что русская церковь может существовать самостоятельно, вне зависимости от Византии.

1325 г.перенос кафедры митрополита в Москву (митрополит Петр).
• В данный период происходит активная борьба между Тверью и Москвой за условный титул «объединитель городов русских». Москва во главе с Иваном Калитой делает шаг конем – приглашает к себе митрополита, который быстренько пакует чемоданы и переезжает из Владимира в будущую столицу государства.

1448 г. — русская церковь становится автокефальной /независимой, самостоятельной/ (митрополит Иона).
• Русская церковь получает полную независимость от Константинополя, который в скором времени (1453 г.) падет после нашествия туров.

1551 г. — создание СТОГЛАВА (по решению Стоглавого собора).
• Данный сборник регламентировал жизнь церкви, устанавливал жесткую дисциплину, унифицировал церковные обряды.

1589 г. — учреждение ПАТРИАРШЕСТВА на Руси (патриарх ИОВ).
• Москва теперь «Третий Рим», пора завести собственного патриарха.

1650—1660-е гг.ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ (патриарх НИКОН).
• Исправление церковных обрядов по греческому образцу: все книги церковные книги переписать, креститься тремя перстами, «Аллилуйя» кричать три раза и кланяться не «в пол», а «в пояс».

• Привел к появлению СТАРООБРЯДЦЕВ (протопоп Аввакум), которые не захотели изменять устоявшиеся обряды.

 

Еще больше теории в следующих шагах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: