ШАГ СОРОК ПЕРВЫЙ: Правление Петра Первого. Часть 1
Сегодня мы с вами входим в эпоху петровских реформ.
Как оказалось, Петр не только строил империю и Петербурги. В свободное от строительства время он находил время на проведение преобразований во всей стране.
Начнем с того, кем был сам Петр Великий:
• Петр I – русский правитель (1689 – 1725); с 1721 г. – Император.
• Сын Алексея Михайловича Романова.
• В 1682 – 1689 гг. правил при регентстве своей сестры Софьи Алексеевны.
• 1682 – 1696 гг. – соправление с братом Иваном V Алексеевичем.
В годы правления Софьи Петр со своей матерью жил в подмосковном селе Преображенское.
В детстве Петр учился грамоте, но систематического образования не получил.
Зато его увлекало военное дело: в селе Преображенском и Семеновском организовывались «потешные полки» – собрания ребят, с которыми Петр играл «в войну». Позже они выросли и превратились в престижные гвардейские полки.
В 1689 г. произошло стрелецкое восстание, целью которого был захват Петра в плен. Спасен он был Семеновским и Преображенский полками, которые вовремя пришли на помощь.
После этого инициаторша восстания (Софья Алексеевна) была заключена в монастырь, руководитель стрельцов (Ф. Шакловитый) — казнен.
Трон перешел к Петру.
В 1697 – 1698 гг. Петр совершает «Великое посольство» в Европу 🌍
В его состав входило около 250 человек. Сам Петр отправился в него не как царь, а под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
В данном посольстве Петр посвятил много времени изучению европейской политики, кораблестроения, военного дела, культуры европейских стран.
Он посещал музеи, верфи, театры, парламент.
Обучаясь на верфи, получил диплом плотника-корабела.
Также одной из целей данного посольства было нахождение союзников для предстоящей войны со Швецией.
В 1698 г. посольство было вынуждено прерываться в связи с разразившимся в Москве стрелецким бунтом. Восстание было подавлено еще до приезда Петра. По приказу царя было казнено более 1000 стрельцов (в казнях участвовал и сам царь).
Все это привело к реформированию стрелецкого войска в будущем.
ШАГ СОРОК ВТОРОЙ: Правление Петра Первого. Часть 2
В данной статье мы начинаем разбираться непосредственно с реформами нашего «Великого реформатора».
Начнем с предпосылок реформ:
• «Великое посольство» Петра – посмотрел, как хорошо в Европе, и решил сделать так же.
• Отставание России от Европы в экономическом, социальном и культурного развитии.
• Желание вывести Россию на мировой уровень.
• Личные качества царя: стремление к познанию и преобразованиям.
❗️Реформы Петра охватили ВСЕ сферы жизни общества.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ:
Стартуем с мануфактур.
Первые мануфактуры появились еще в середине XVII века.
МАНУФАКТУРА – производство, основанное на разделении труда, в основе которого лежит РУЧНОЙ труд.
Петр утяжелил положение крестьян, разрешил помещикам приписывать их к производству (приписные крестьяне), чем помог распространению мануфактур по всей России. В первой четверти XVIII в. их насчитывалось более 200 штук
Кроме того, Петр решил провести государственную политику в экономике. Она имела 2 основных направления: меркантилизм и протекционизм.
Меркантилизм – экономическая политика, основанная на преобладании экспорта над импортом (вывоз товара больше, чем ввоз).
Данная политика способствовала развитию отечественного производителяПротекционизм – экономическая политика, основанная на поддержке отечественного производителя.
Данная политика проводилась путем введения дополнительных пошлин для иностранных купцов.
Также во время Петра начинают свое развитие новые промышленные районы: Петербург и Урал, куда стали активно переселяться крестьяне со своими владельцами для работы на новых местах.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ:
🔸 1714 г. – указ о единонаследии.
Собственник может завещать свое имущество только ОДНОМУ человеку (дробление имущества недопустимо).
🔸 1718 – 1724 гг. – введение подушной подати – новая система налогообложения.
Теперь налог взимался не со двора, а с каждой крестьянской мужской «души».
🔸 1722 г. – введение Табели о рангах.
Теперь чтобы достичь высоких постов на службе, было необходимо пройти все ступень военной карьеры. Места армии раздавались не в зависимости от знатности рода, а в зависимости от личных заслуг дворянина.
Также появился ряд новых категорий крестьян:
🔹Государственные – теперь так назывались черносошные крестьяне, к которым добавились крестьяне Поволжья и Сибири.
🔹Приписные – крестьяне, приписанные к мануфактурам.
🔹Посессионные – крестьяне, прикрепленные к предприятиям (продавались вместе с ним).
ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ
🔸1704 г. – упразднение Боярской думы.
🔸1708 г. – образование губерний.
В губерниях управляли губернаторы.
🔸1711 г. – образование СЕНАТА.
Этот орган был введен вместо утратившей свое значение Боярской думы.
Он занимался управлением приказов, выполнял законодательные и другие функции.
🔸1717 – 1721 гг. – замена приказов КОЛЛЕГИЯМИ.
Причина: разросшийся приказной аппарат, где нередко несколько приказов могли выполнять одни и те же функции.
🔸1721 г. – введение СИНОДА – ликвидация независимости церкви.
Было упразднено патриаршество. Церковь теперь подчиняется государству.
🔸1721 г. – Россия становится Империей.
Как результат победы в Северной войне (1720 – 1721 гг.).
🔸1722 г. – указ о престолонаследии.
Теперь монарх сам назначает себе преемника. Данный указ станет основной причины начала эпохи дворцовых переворотов.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА:
🔸1705 г. – введение рекрутской повинности.
Регулярная армия формируется из призывников.
Податные сословия должны были выставлять определенное число рекрутов из ОБЩИНЫ.
• Введение единообразной формы в армии + перевооружение армии.
• Создание флота.
• Организация гвардейских полков – Семеновского и Преображенского.
• Открытие специализированных школ для подготовки военных кадров.
ОБРАЗОВАНИЕ:
• Для начала Петр решил сказать «Да!» светскому образованию. Светское образование – это то, которое существует вне церкви. До этого подобных преобразований в масштабах страны не осмеливался производить никто.
• Далее Петр ввел принцип обязательного образования для ДВОРЯНСТВА. Теперь все дворяне были вынуждены ходить в школу, прямо как вы сейчас.
• Кроме того, Петр являлся большим фанатом точных наук, поэтому большинство школ обучали специалистов технической направленности (надо же как-то строить великую Россию).
• Именно в петровское время появляются так называемые «цифирные школы».
Цифирная школа – школа в системе начального образования, в которой учили арифметике и счету.
🔸1702 г. – начало издания первой периодической газеты «Ведомости».
🔸1714 г. – открытие первой публичной библиотеки в Петербурге.
🔸1719 г. – открытие Кунсткамеры – первого музея в истории России.
ШАГ СОРОК ТРЕТИЙ: Северная война
Помните, мы много говорили о том, что нам нужна Прибалтика, но мы никак не можем ее получить? Так вот, Петр изменил все.
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА - 1700 – 1721 гг.
Основные причины нашей войны:
🔹Желание России получить выход к Балтийскому морю.
Именно выход к Балтике был целью №1. Зачем он нам? Все просто: через Балтийское море очень удобно осуществлять торговлю с Европой, а Петр вообще любил все европейское.
🔹Политика Швеции по расширению своего влияние на новых территориях.
В то время в Швеции правил Карл XII, имперские планы которого совсем не нравились Петру. А вдруг он захочет северные земли России отобрать?
Еще в 1699 году был создан так называемый «Северный союз». Это было объединение стран, выступивших против шведской политики в Прибалтике. В его состав входили: Россия, Дания, Речь Посполитая и Саксония.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ВОЙНЫ
• 1700 г. – выход Дании из войны (война только началась, а Дания уже сбежала).
• 1700 г. – неудачи русских под Нарвой.
• 1702 – 1704 гг.– успехи русских войск в Прибалтике (взяты крепости Орешек, Нарва, Тарту).
• 1703 г. – основание Санкт-Петербурга.
• 1706 г. – выход Саксонии из войны и из Северного союза – распад союза.
Все сбежали и оставили Россию один на один со Швецией, но Петр не сдается.
• 1708 г. – сражение у деревни Лесная – победа русских войск.
Данную битву называют «матерью Полтавской баталии», так как она произошла за 9 месяцев до знаменитой Полтавской битвы).
• 1709 г. – Полтавская битва – перелом в ходе войны (преимущество России).
Морские победы:
• 1714 г. – у мыса Гангут.
• 1720 г. – у острова Гренгам.
• 1721 г. – заключение Ништадского мирного договора:
Россия получает выход к Прибалтике.
Россия возвращает Швеции Финляндию.
Последствия Северной войны:
🔹Получение выхода к Балтийскому морю.
Теперь мы наконец можем торговать с Европой посредством данного моря, а еще у нас есть Петербург с красивыми мостами.
🔹Россия становится империей!
🔹Петр принимает титул Императора.
🔹Происходит подъем национального самосознания русского народа, а также рост авторитета России на международной арене.
Еще больше теории в следующих шагах.