ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ: Правление Александра II. Часть 1
АЛЕКСАНДР II – ОСВОБОДИТЕЛЬ (1855 – 1881).
Александр являлся старшим сыном Николая I и являлся его полной противоположностью. Если полистать прошлые шаги, можно вспомнить, что Николай не готовился к государственному управлению, его больше интересовало военное дело. Александра же с детства начали готовить к управлению государством. Он получил хорошее образование, а его наставником был сам В. А. Жуковский. Воспитание мальчика, нацеленное на развитие лучших качеств личности, повлияло на будущую политику императора.
Николай и сам привлекал Александра к государственным делам: он «посадил» сына в Государственный совет, а также поручал ему руководство Секретными комитетами по крестьянскому вопросу – теперь все становится понятнее?
После своей жизни Николай оставил сыну страну, которая находилась не в лучшем положении: Крымская война, в которой мы терпели поражения, крестьяне, недовольные свои положением, общество, угнетаемое полицейским произволом в государстве.
Все эти вопросы нужно было решать. И Александр приступил к реформаторской деятельности 🏃
Каковы были ПРИЧИНЫ реформ Александра II:
🔹Крымская война.
Здесь все предельно просто: война обнажила все недостатки российской армии, промышленности, медицины, да и общественного устройства в целом. Наше оружие стреляло не так далеко, как у противника, наш флот был уничтожен, система путей сообщения не была развита в достаточной мере.
🔹Нерешенность крестьянского вопроса.
Крестьянский вопрос находился в подвешенном состоянии: отпускать или не отпускать? Дальнейшее промедление могло вылиться в масштабные крестьянские восстания по стране.
🔹Отсталость промышленности.
Наша промышленность на много ступенечек отставала от Запада. Да и развивать ее было не на чем: не существовало рынка наемного труда – у нас только крестьяне, которые больше не хотят работать за просто так.
Естественно, так промышленность развивать не получится.
🔹Рост общей напряженности общества.
Все это вкупе выливалось в дальнейшие распространение недовольств среди населения страны. Формировались новые радикальные тайные общества, развивалась общественная мысль.
ШАГ СЕМИДЕСЯТЫЙ: Правление Александра II. Часть 2
19 февраля 1861 – КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА [Отмена крепостного права]
Разговоры об отмене крепостного права Александр развел еще в самом начале своего правления. Его знаменитая фраза: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться времени, когда оно начнет отменяться снизу», была произнесена в 1856 году перед московским дворянством.
Изначально обсуждением проекта реформы занималась Секретный комитет, созданный специально для решения крестьянского вопроса. Но вскоре Александр II начал опасаться, что дворяне могут узнать об идущей подготовке, что могло привести к недовольству и последующим выступлениям.
В 1858 был образован Главный комитет по крестьянскому делу. С этого момента обсуждение крестьянского вопроса приобрело открытый характер. Правительство целенаправленно отдало разработку реформы в руки дворянства, чтобы позволить им максимально удовлетворить свои интересы в ходе реформы 🔥
В ЧЕМ СУТЬ РЕФОРМЫ?
🔹Крестьяне получали ЛИЧНУЮ СВОБОДУ, за которую они не были обязаны платить выкупа.
🔹Крестьяне получали ряд ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ:
• Иметь имущество.
• Переходить в другое сословие.
• Заниматься предпринимательством.
• Служить.
• Отстаивать свои права в суде.
🔹Крестьяне получали в свое распоряжение ЗЕМЛЮ (3 – 12 десятин – в зависимости от местности).
🔹Если до реформы, участок, обрабатываемый крестьянином был больше, чем тот, который переходил в руки крестьянина после реформы, то остаток, который отдавали помещику, назывался ОТРЕЗОК.
🔹Крестьяне должны были ВЫКУПАТЬ ЗЕМЛЮ. 20% от суммы выплачивал крестьянин, а 80% — государство (такая вот ипотека на 49 лет под 6% годовых). Выплата задолженностей осуществлялась в виде ВЫКУПНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ.
🔹До полного выкупа своего участка крестьянин считался ВРЕМЕННООБЯЗАННЫМ.
🔹Отношения между крестьянами и помещиками в ходе земельных сделок регулировались УСТАВНЫМИ ГРАМОТАМИ.
🔹Споры между крестьянами и помещиками решались МИРОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ.
Следствием проведения крестьянской реформы стало не только освобождение большой части населения из-под помещичьего гнета, не только появление рынка рабочей силы и переход в новую эпоху, но и обеднение крестьян, для которых выкупные платежи были неподъемными, а также малоземелье большого количества «отпущенных на волю».
ШАГ СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ: Правление Александра II. Часть 3
Продолжаем знакомиться с реформами Александра – Освободителя. Все самое интересное еще впереди.
🔹1864 г. – ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.
После отмены крепостного права нам стало нужно создавать новую систему местного управления, в которую были бы включены все слои общества.
В ЧЕМ СУТЬ?
• Создание ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ в губерниях и уездах.
• В земствах – представители всех СОСЛОВИЙ.
• Преобладание в них помещиков.
• Решение хозяйственных вопросов местного значения: строительство школ, больниц, дорог и т. д.
• Земства находятся под контролем центральной и местной власти (могли отменить решения земств в любой момент).
• Земствам было запрещено заниматься политическими вопросами.
🔹1864 г. – СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.
Судиться у нас могут теперь и крестьяне, поэтому и систему нужно подгонять подо всех.
В ЧЕМ СУТЬ?
• Создание ВСЕСОСЛОВНОГО суда (могут быть представлены все сословия).
• ГЛАСНОСТЬ суда (открытость судебных заседаний).
• Появление АДВОКАТУРЫ – СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ суда.
• Появление МИРОВОГО суда (для решения мелких споров).
• Несменяемость судей.
• Введение института ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ.
• Общее смягчение наказаний.
🔹1861 – 1874 гг. – ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
Тут решались проблемы, найденные в ходе Крымской войны.
В ЧЕМ СУТЬ?
• 1874 – введение ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ (для всех мужчин с 20 лет).
• Срок службы: 6 лет – сухопутные войска, 7 лет – флот.
• Введение новых воинских уставов.
• Осуществление перевооружения армии.
• Расширение сети специализированных военных училищ.
• Сокращение личного состава армии на 40%.
🔹1870 г. – ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.
В ЧЕМ СУТЬ?
• Создание городских дум и управ.
• Занимались вопросами развития города: строительство школ, больниц, развитие благотворительности, торговли, промышленности.
🔹1863 – 1865 гг. – РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.
В ЧЕМ СУТЬ?
• 1863 г. – Создание нового университетского устава, который расширил автономию университетов.
• 1864 г. – Начало открытия ГИМНАЗИЙ.
• Отмена предварительной цензуры (на стадии до печати).
Еще больше теории в следующих шагах.