ШАГ СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ: Правление Николая II
НИКОЛАЙ II (1894 – 1917)
Николай II взошел на престол в 1894 году в возрасте 26 лет. Будучи подростком, он получил хорошее воспитание, знал несколько языков, увлекался искусство и техникой, но все это ему не помогло. В нем не было самого главного – желания заниматься государственными делами: он не был достаточно развит в данной сфере.
Правление нового императора, получившего в дальнейшем прозвище «Кровавый», началось с поистине кровавых событий:
1896 г. — трагедия на Ходынском поле.
В 1896 году происходит коронация Николая II в Москве, в честь которой на Ходынке устраивается большой праздник с раздачей еды крестьянам. В Москву стекаются бедняки со всей страны.
Во время раздачи еды по толпе разошелся слух о том, что на всех подарков не хватит. Начались волнения в толпе, которые переросли в давку.
По официальным данным на Ходынском поле в тот день погибло 1,5 тысяч человек (по неофициальным источникам — эта цифра гораздо больше).
Во время правления Николая в своих делах он нередко опирался на советы матери, жены, а также других представителей своего окружения, в число которых в скором времени попал «целитель» Григорий Распутин 😈
В период своего властвования Николаю было необходимо вывести страну из кризиса, который нарастал в связи с социальными, экономическими и политическими противоречиями, но в то же время сохранить основы самодержавной власти монарха.
⚠️ В начале XX века обострился аграрный вопрос, связанный с распределением земель после отмены крепостного права, рабочий вопрос, в основу которого легли недовольства свои положением практически бесправного рабочего класса, а также вопрос политического устройства государства.
Данные задачи могли иметь два вектора решения:
1. Проведение ряда реформ, которые изменили бы существующее государственное устройство, даровали права рабочему классу и земли крестьянам.
2. Отказ от признания необходимости реформ, консервация ситуации и борьба с недовольными.
Николай, будучи сыном Александра III, не спешил проводить реформы, поэтому выбрал второй путь развития государства. Но ситуация в стране вынудила императора идти на определенные уступки народу, что в конечном итоге привело к 1917 году 💥
ШАГ СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ: Русско-японская война
Наверное, многие из вас слышали такое выражение, как «маленькая победоносная война». Но что это за зверь?
«Маленькая победоносная война» – так назвал в 1904 году российский министр внутренних дел, Вячеслав Константинович Плеве, приближающуюся русско-японскую войну.
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА – 1904 – 1905 ГГ.
ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:
• Геополитическая борьба за сферы влияния в Тихоокеанском регионе (особенно – в Китае и Корее).
• Претензии Японии на Маньчжурию, которая являлась сферой интересов России, а также имела границу с Российской империей.
• Строительство Китайско-Восточной железной дороги Россией на территории Китая, что противоречило интересам Японии.
• Строительство «Великой Японии» в Тихоокеанском регионе 🇯🇵
• Необходимость России подавить революционные настроения внутри страны.
ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
🔸26-27 января 1904 г. – начало войны (обстрел японским флотом русских кораблей на рейде в Порт-Артуре).
🔸27 января 1904 г. – сражение в бухте Чемульпо – затопление крейсера «Варяг» (командир – Руднев) и подрыв канонерской лодки «Кореец».
🔸31 марта 1904 г. – гибель вице-адмирала С. О. Макарова на корабле «Петропавловск».
май 1904 – осада японцами русском крепости Порт-Артур.
🔸май – декабрь 1904 г. – оборона Порт-Артура.
🔸августа 1904 г. — Ляоянская операция – поражение русских.
🔸октябрь 1904 г . – сражение на реке Шахэ – поражение русских.
февраль 1905 г. – поражение русских под Мукденом.
🔸14-15 мая 1905 г. – Цусимское сражение – разгром русской эскадры, прибывшей на войну из Балтийского моря (З. П. Рожественский).
МИРНЫЙ ДОГОВОР
23 августа 1905 г. – заключение Портсмутского мира:
• Корея – сера влияния Японии.
• Передача Японии права на Ляодунский полуостров и Порт-Артур.
• Переход к Японии южной части Сахалина.
Важную роль в подписание мира сыграл С. Ю. Витте, которые активно отстаивал позицию России в сложившейся ситуации. Именно благодаря его дипломатическим навыкам Россия не была вынуждена выплачивать Японии контрибуцию и лишилась лишь части Сахалина. После этого Витте получил прозвище «граф Полусахалинский».
ПОЧЕМУ ПРОИГРАЛИ?
• Неподготовленность России к ведению войны.
• Отсутствие достойного командования в российских войсках.
• Коммуникационные трудности – армия и флот России были сосредоточены в основном в европейской части 🚴
• Поддержка Японии рядом союзнических стран (Англия, США).
ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ?
Как вы догадались, «маленькая и победоносная» не состоялась. России не удалось предотвратить распространение революционных движений, они получили новый, более мощный виток. Кроме того, государство потеряло сферу влияния на Дальнем Востоке. Происходил рост недовольств в отношении личности царя 🤴
ШАГ СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ: Революция 1905 — 1907 гг. Часть 1
ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ
🔹Нерешенность аграрного вопроса: после отмены крепостного права вопрос о крестьянской собственности так и не был решен. Помещики все еще владели своими огромными участками, раздражая крестьян, крестьянская община была основной единицей устройства жизни крестьянина. Малоземелье раздражало всех в высшей степени 😡
🔹Нерешенность рабочего вопроса: рабочие у нас есть, а законодательства в отношении их – нет. Тут и низкая оплата труда, и отсутствие права рабочих на стачки и собрания, и огромный рабочий день.
🔹Нерешенность национального вопроса: права национальных меньшинств, проживали которые в основном в приграничных областях, ограничивались все больше и больше, что вызывало распространение сепаратистских движений и дестабилизацию ситуации в стране. Кроме того, власть активно проводила политику «русификации» империи, была ограничена автономия Польши и Финляндии.
🔹Нежелание государственной власти прислушиваться к мнению общества 💥
🔹Позорное ведение русско-японской войны: проигрыш, потеря большого числа военных во время боев, трата государственных средств на ведение непопулярной войны.
🔹Активизация деятельности различных политических движений, часть которых стремилась к собственной власти.
🔹Распространение идей марксизма.
ЗАЧЕМ ПРОВОДИТЬ РЕВОЛЮЦИЮ (ЦЕЛИ).
🔸Основной целью наиболее радикально настроенных выступавших являлось свержение самодержавной власти. На нее место должна была прийти демократическая республика.
🔸Народ требовал введение демократических прав и свобод (свобода слова, печати и т. д.) 📜
🔸Рабочие желали получить разрешение на создание рабочих союзов и осуществление рабочих собраний, а также за сокращение рабочего дня до 8 часов.
🔸Крестьянство желало уничтожения помещичьего землевладения. Кроме того, крестьяне хотели получить данные земли в собственное пользование.
🔸Национальные меньшинства выступали за установление равноправия всех народов, населяющих Россию (право на самоопределение).
До сих пор не существует единой точки зрения по тому, какой же была данная революция:
• По своим целям ее можно назвать буржуазно-демократической.
• По составу выступающих – общенародной.
ШАГ ВОСЬМИДЕСЯТЫЙ: Революция 1905 — 1907 гг. Часть 2
ХОД РЕВОЛЮЦИИ
ПЕРВЫЙ ЭТАП (январь – сентябрь 1905 г.)
🔹Начало революции было положено 9 января 1905 г. во время всеобщей рабочей стачки в Петербурге. Данные события были названы «Кровавым воскресеньем».
Рабочие, во главе которых встал поп Гапон, шли с петицией, в которой содержались их основные требования, к царю. Когда выступающие подошли к дворцу, царским войска был отдан приказ разогнать манифестацию. Войска открыли огонь по толпе. Было убито более тысячи человек.
После эти событий Николай II получила свое прозвище «Кровавый» 😈
🔹В январе-феврале проходили массовые выступления по всей стране, что вынудило императора дать обещание в скором времени провести реформы.
🔹Май – июль – Стачка рабочих в Иваново-Вознесенске – одна из крупнейших стачек периода.
🔹14 – 25 июня – Восстание на броненосце «Потемкин» — первое восстание в среде военных ⛵️
🔹Август – Предложение об образовании Государственной думы совещательного характера, автор – Булыгин («Булыгинская дума»).
ВТОРОЙ ЭТАП (октябрь – декабрь 1905 г.)
🔹Сентябрь – октябрь – Всероссийская политическая стачка – период самых крупных выступлений по всей империи.
❗️17 ОКТЯБРЯ 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» – введение гражданских свобод, дарование Госдуме законодательных прав.
🔹Октябрь – ноябрь – Крупные крестьянские восстания.
🔹Ноябрь – Ряд восстаний моряков на кораблях Черноморского флота.
🔹Декабрь – Вооруженное восстание в Москве – расстрел царскими войсками.
🔹11 декабря – Новый закон о выборах в Государственную думу – объявление о подготовке выборов 📝
ТРЕТИЙ ЭТАП (1906 – июнь 1907 г.)
🔹Март 1906 г. – Разрешение на создание профсоюзов («Временные правила»).
🔹Апрель 1906 г. – Создание «Основных законов Российской империи».
🔹27 апреля 1906 г. – 9 июля 1906 г. – Работа I Госдумы.
🔹Ноябрь 1906 г. – Начало проведения аграрной реформы П. А. Столыпина.
🔹20 февраля – 2 июня 1907 г. – Работа II Госдумы.
🔹3 июня 1907 г. – Роспуск II Государственной думы – установление «третьеиюньской монархии» (Император без совещание Госдумы вводит новый избирательный закон).
ИТОГИ
🔸Частичное удовлетворение требований выступавших: введение политических свобод, свободы слова и печати.
🔸Частичное решение крестьянского вопроса: отмена выкупных платежей, снижение цен на арену земли.
🔸Расширение прав рабочих: повышение зарплат, разрешение на профсоюзы и кооперативы.
🔸Начало становления конституционной монархии в России.
🔸Проведение Столыпинской аграрной реформы.
Еще больше теории в следующих шагах.