Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы разберем завершающую тему духовной сферы — наука. Наука – форма познания окружающего мира, направленная на достижение истины и получение нового знания о мире
Структуру науки Вы можете проследить на таблице ниже:
СТРУКТУРА НАУКИ | ||||||
Система знания (теории, доктрины, | Научные учреждения (институты, лаборатории, университеты) | Учреждения, сохраняющие и распространяющие знания (архивы, библиотеки) | Ученое сообщество (ученые и их объединения) |
Особенности научного познания:
— характеризуется стремлением к объективности, т.е. к изучению мира таким, каким он существует вне и независимо от человека. | Достижение абсолютной истины |
– наука изучает общее и закономерное; | Выявляет только общие законы |
– она связана с проникновением в сущность предметови процессов и не ограничивается явлением; | Не только описывает, но и объясняет процессы |
– наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; | Отвечает на фундаментальные мировоззренческие вопросы: происхождение мира и человека |
– наука – это систематическое, организованное знание; | В современном обществе социальный институт |
– это знание всего человечества, а не отдельного человека; | Ученый публикует результаты исследований, обсуждает в научном сообществе |
– это знание транслируется от поколения к поколению, изменяется и развивается; | Научные теории, факты передаются институтом образования |
– научное знание основывается на методологии и специальных методах; | Эмпирические методы: наблюдение, описание, опыт, опрос.Теоретические методы: гипотеза, анализ, синтез, моделирование, корреляция. |
это понятийное, логически стройное знание. | Ученый мыслит терминами. |
Уровни научного познания | ||||||||
Эмпирический | Теоретический | |||||||
Задача: описание предметов и явленийФорма знания: эмпирический (научный) факт | Задача: объяснение изучаемых явленийФорма знания: законы, принципы и научные теории, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов | |||||||
Путь научного познания: | ||||||||
Гипотеза | ® | Методы проверки | ® | Закономерности | ||||
Первоначальное предположение, догадка | Эксперимент, наблюдение, теоретическое построение и расчеты | Устойчивые связи явлений и предметов | ||||||
Основной формой научного знания является теория – особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений и законов науки. Знание – это информация, которую человек усваивает, перерабатывает и использует. Знание – результат познавательной деятельности людей.
ВИДЫ НАУК | ||||||
Естественные (о природе):· Физика· Химия· Биология · Астрономия · Анатомия · Медицина | Социально-гуманитарные (о человеке):· Философия· История· Лингвистика · Социология · Культурология · Политология · Экономика · Правоведение | Фундаментальные:математика | Прикладные:информатика |
ФУНКЦИИ НАУКИ | ||||||
Познавательная(основная, познание мира, создание теорий) | Мировоззренческая(отвечает на основные вопросы мировоззренческого характера:- происхождение мира- происхождение человека) | Прогностическая (предсказывает развитие процессов) | Социальная (производственная, облегчает жизнь человеку в быту и в производстве) |
Социальное познание – особый тип научного познания, направленный на изучение законов развития общества и деятельности человека.
Социальному познанию присущи многие черты, характеризующие познавательную деятельность в целом:
- существование уровней чувственного и теоретического познания;
- актуальность проблемы объективности истины;
- выдвижение гипотез и формирование теории
Особенности социального познания:
- объект и субъект совпадают – общество познает само себя. Это имеет как положительные («изнутри» многое виднее), так и отрицательные (изрядная доля субъективизма) последствия; большинство научных положений обществознания затрагивает интересы различных групп общества, что сказывается на процессе и результатах познания;
- общество как объект познания отличается колоссальной сложностью. Помимо многообразных экономических, социально-политических и культурных факторов, существует фактор человеческий. Действия людей, наделенных сознанием и волей, не всегда можно объяснить рациональными мотивами. Сущность социальных явлений и процессов обнаруживается гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы;
- многие методы, применяемые в естествознании, имеют ограниченные возможности в познании социальном (например, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах, а по отношению к событиям прошлого невозможны — моделирование).
Ну что, на сегодня всё! Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта!
© Иван Некрасов 2015