Наука

Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы разберем завершающую тему духовной сферы — наука. Наука – форма познания окружающего мира, направленная на достижение истины и получение нового знания о мире

Структуру науки Вы можете проследить на таблице ниже:

СТРУКТУРА НАУКИ
Система знания (теории, доктрины, Научные учреждения (институты, лаборатории, университеты) Учреждения, сохраняющие и распространяющие знания (архивы, библиотеки) Ученое сообщество (ученые и их объединения)

Особенности научного познания:

— характеризуется стремлением к объективности, т.е. к изучению мира таким, каким он существует вне и независимо от человека. Достижение абсолютной истины
– наука изучает общее и закономерное; Выявляет только общие законы
– она связана с проникновением в сущность предметови процессов и не ограничивается явлением; Не только описывает, но и объясняет процессы
– наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; Отвечает на фундаментальные мировоззренческие вопросы: происхождение мира и человека
– наука – это  систематическое, организованное знание; В современном обществе социальный институт
– это знание всего человечества, а не отдельного человека; Ученый публикует результаты исследований, обсуждает в научном сообществе
– это знание транслируется  от поколения к поколению, изменяется и развивается; Научные теории, факты передаются институтом образования
– научное знание основывается на  методологии и специальных методах; Эмпирические методы: наблюдение, описание, опыт, опрос.Теоретические методы: гипотеза, анализ, синтез, моделирование, корреляция.
это понятийное, логически стройное знание. Ученый мыслит терминами.

 

 

Уровни научного познания

 
Эмпирический   Теоретический
Задача: описание пред­метов и явленийФорма знания: эмпирический (научный) факт   Задача: объяснение  изучаемых явленийФорма знания: законы, принципы и научные теории, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов
Путь научного познания:
Гипотеза ® Методы проверки ® Закономерности
Первоначальное предполо­же­ние, до­гадка   Эксперимент, наблюдение, теоретическое построение и расчеты   Устойчивые связи явлений
и предметов

Основной формой научного знания является теория – особым образом построенная система  взаимосвязанных утверждений и законов науки. Знание – это информация, которую человек усваивает, перерабатывает и использует. Знание – результат познавательной деятельности людей.

ВИДЫ НАУК
Естественные (о природе):·         Физика·         Химия·         Биология

·         Астрономия

·         Анатомия

·         Медицина

 
Социально-гуманитарные (о человеке):·         Философия·         История·         Лингвистика

·         Социология

·         Культурология

·         Политология

·         Экономика

·         Правоведение
Фундаментальные:математика Прикладные:информатика

 

ФУНКЦИИ НАУКИ
Познавательная(основная, познание мира, создание теорий) Мировоззренческая(отвечает на основные вопросы мировоззренческого характера:- происхождение мира- происхождение человека) Прогностическая (предсказывает развитие процессов) Социальная (производственная, облегчает жизнь человеку в быту и в производстве)

Социальное познание – особый тип научного познания, направленный на изучение законов развития общества и деятельности человека.

Социальному познанию присущи многие черты, характеризующие познавательную деятельность в целом:

  • существование уровней чувственного и теоретического познания;
  • актуальность проблемы объективности истины;
  • выдвижение гипотез и формирование теории

Особенности социального познания:

  • объект и субъект совпадают – общество познает само себя. Это имеет как положительные («изнутри» многое виднее), так и отрицательные (изрядная доля субъективизма) последствия; большинство научных положений общество­знания затрагивает интересы различных групп общества, что сказывается на процессе и результатах познания;
  • общество как объект познания отличается колоссальной сложностью. Помимо многообразных экономических, социально-политических и культурных факторов, существует фактор человеческий. Действия людей, наделенных сознанием и волей, не всегда можно объяснить рациональными мотивами. Сущность социальных явлений и процессов обнаруживается гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы;
  • многие методы, применяемые в естествознании, имеют ограниченные возможности в познании социальном (например, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах, а по отношению к событиям прошлого невозможны — моделирование).

Ну что, на сегодня всё! Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта!

©  Иван Некрасов 2015

Иван Некрасов / автор статьи
Загрузка ...